вторник, 20 июля 2010 г.

Наш Жуков

                                Статья опубликована в газете "Белоруская военная газета" 

Писать о великих людях всегда непросто. С одной стороны, потому что биографии их и деяния давно известны в мельчайших подробностях. С другой – как можно рассуждать о человеке, а то и критиковать иные его поступки, не зная обстоятельств, которые порой диктовали ему образ действий?..

С такими мыслями я шел на совместное торжественное собрание членов Военно-научного общества при Центральном Доме офицеров и Белорусского отделения Международного общественного фонда полководца Г.К.Жукова, посвященное 113-й годовщине со дня рождения великого военачальника.

…В зале удобно разместились активисты ВНО, ветераны, курсанты и суворовцы, преподаватели, музейные работники, воины-интернационалисты. После исполнения Государственного гимна и избрания президиума торжественного собрания с докладом «Маршал Советского Союза Г.К.Жуков – величайший полководец Великой Отечественной войны» выступил член совета Белорусского отделения Международного общественного фонда полководца Г.К.Жукова Владимир Аванесов.

Я слушаю знакомые уже факты и цифры, имена и названия и в который раз пытаюсь понять… нет, хотя бы приблизиться к пониманию Георгия Константиновича Жукова. Но не маршала, а человека. Сколько их было – молодых пареньков, начинавших жизнь пастушком или учеником сапожника, а закончивших ее в венке немеркнущей полководческой славы!.. Что заставило молодого драгуна Жукова, смертельно уставшего за годы мировой войны, опять сесть в седло, взять шашку и снова воевать за неведомое им всем тогда светлое будущее? Было ли это обостренное чувство справедливости – или слепая вера в правоту новой власти?

Но вот закончилась братоубийственная война, а командир эскадрона Георгий Жуков не снял шинель. Учеба, армейский строй, опять учеба, снова строй – обычная биография советского командира 20 – 30-х годов прошлого века. Чем выделялся он из блестящей плеяды кавалерийских начальников, во главе которых стоял легендарный командарм Первой конной? Почему именно комдив Жуков был внезапно отозван из Белоруссии на далекую южную границу, где война уже вплотную подошла к рубежам Страны Советов?

Наверное, у каждого полководца должно быть свое Куликово поле – место, откуда начинается его восхождение к вершине воинского мастерства. Для Ганнибала этой точкой отсчета стали Канны, для Витовта – Грюнвальд, для Суворова – далекие придунайские степи. А для Жукова – полупересохшая речушка Халхин-Гол…

…Докладчик говорит о попытках очернить память великого полководца, о тоннах грязи, сплетен и домыслов, которые вливаются в сознание молодежи – тех, кому вскоре предстоит встать в армейский строй. И в словах его звучат тревога, волнение и боль.

Да, тявкать на великих, тщеславно кусать собственное славное прошлое ныне становится для них модным и выгодным. Но почему мы позволяем различным писакам, неучам, некомпетентным людям публиковать вздор и небылицы? «Жуков такой, Жуков сякой!..» Да если хотите знать, без Жукова (равно как и без Василевского, Кутузова, Суворова, Платова) не было бы сейчас ни нас, ни нашей страны! И подвиги полководцев – выше всяческих подозрений, как великий подвиг Неизвестного солдата.

«Жуков крут, Жуков – деспот, Жуков безжалостен»… А я закрываю глаза и вспоминаю строки знаменитого приказа «Ни шагу назад!» Враг захватил тогда почти всю европейскую часть страны, вермахт рвется к кавказской нефти, медленно умирает от голода великий город на Неве, в подмосковных перелесках звучит немецкая речь… И никто, никто во всем мире не поможет тебе, Страна Советов! Хороша американская тушенка, слов нет, неплох и «Харрикейн» – ничего не скажешь. Но не воскресить уже миллионы павших бойцов, не даст энергии взорванный Днепрогэс, и донской хлеб не накормит сирот, рабочих и красноармейцев.

Вот и попробуйте в этой обстановке не быть требовательным до безжалостности! Жуковская воля, жуковская энергия, жуковская выдержка позволили тогда армии и стране повернуть ход войны вспять. А не произойди всего этого – жили бы мы сейчас в свободном мире или были бы рабами?

Неужели тем, кто обливает грязью Жукова, Кутузова, Витовта, Якова-полочанина и прочих наших героев, непонятно, что без славного прошлого не было, нет и никогда не будет светлого будущего?!

…Выступающие на трибуне сменяют один другого. Представители ДОСААФ, ветераны, члены ВНО и фонда Г.К.Жукова. Продуманные, взвешенные слова сопровождаются аплодисментами.

…Полководец всегда несет огромную ответственность, огромную моральную нагрузку. Представьте себе только на миг, что вам надо послать на верную смерть тысячи, а то и десятки тысяч людей! И надо приложить все силы к тому, чтобы смерть этих тысяч была ненапрасной, чтобы после их гибели жили другие… А полководцам той жесточайшей войны приходилось посылать в пекло сражений сотни тысяч людей. Можем ли мы, живущие сегодня, хоть словом осуждать тех, кто умер за нас вчера?

Писать о великих людях всегда сложно. А вот попытаться отнять у человека заслуженную славу, оказывается, проще… Но отнять у нас память о нашем Жукове не удастся никому.
Читайте также: 
«Спасибо марксистско-ленинской подготовке!» 
«Днепрогэс» на реке Кванза 
Дипломатия Великой Победы 
На острие главного удара. Сколько можно держать в "козлах отпущения" Западный особый военный округ и западный фронт? 
Путешествие 

Комментариев нет:

Отправить комментарий