вторник, 20 июля 2010 г.

Дипломатия Великой Победы

                              Статья опубликована в газете "Белоруская военная газета" 04.02.2010

4 февраля 2010 года исполняется 65 лет Крымской конференции глав правительств СССР, США и Великобритании. Она имела огромное историческое значение, явилась одной из важнейших форм военно-политического сотрудничества великих государств антигитлеровской коалиции. Одно из главнейших решений конференции — согласование планов окончательного разгрома вооруженных сил Германии и обустройство послевоенной Европы. Конференция закончила работу 11 февраля 1945 года.

В годы войны правительства СССР, США, Великобритании, Франции и других государств антигитлеровской коалиции использовали разнообразные формы и методы военно-политического сотрудничества. Война убедительно доказала возможность использования в этом сотрудничестве таких важнейших форм, как конференции глав правительств, многосторонние и двусторонние встречи государственных и военных деятелей, обмен миссиями, посланиями и др.

Безусловно, одной из наиболее значительных форм сотрудничества в военно-политической области является конференция с участием глав правительств. За годы Второй мировой войны состоялись три конференции: Тегеранская (28.11. — 01.12.1943 г.), Крымская (Ялтинская) (04.02. — 11.02.1945 г.) и Берлинская (Потсдамская) (17.07. — 02.08.1945 г.).

Крымская конференция, проходившая с 4 по 11 февраля 1945 года, имеет еще и второе название — Ялтинская, так как она проходила в Ялте. В ее работе приняли участие главы правительств трех союзных государств во Второй мировой войне: Иосиф Сталин, Франклин Делано Рузвельт и Уинстон Черчилль, министры иностранных дел, начальники военных штабов и другие советники.

С целью создания прочного мира и системы международной безопасности на конференции были определены военные планы союзных держав и намечены основные принципы их согласованной политики. Приняты решения о создании в Германии зон оккупации трех держав, а также Франции в случае ее согласия и общегерманского контрольного органа; о взыскании с Германии репараций, о создании ООН и др. Главнейшее решение конференции — согласование планов окончательного разгрома вооруженных сил Германии.

СССР выразил согласие вступить в войну против Японии через два-три месяца после окончания войны в Европе, но на определенных условиях. Ими были требования: к союзникам по активизации второго фронта во Второй мировой войне (как известно, он был открыт 6 июня 1944 года) и политическому обустройству Китая и Корейского полуострова; сокращение сроков войны; безоговорочная капитуляция гитлеровской Германии; политика в отношении послевоенной Германии, а также европейских стран, воевавших вместе с ней; наказание военных преступников; сотрудничество при урегулировании международных проблем.

На конференции нередко выявлялись расхождения по ряду военных и политических проблем, зачастую велась очень острая полемика. В решении всех вопросов конференции И. В. Сталин занимал принципиальные позиции, в конструктивном ключе работал и президент США Франклин Рузвельт. В конечном итоге принятые на конференции решения свидетельствовали о наличии у участников общей платформы в оценке обстановки.

На ходе и на результатах ялтинских переговоров не мог не сказаться огромный рост международного авторитета Советского Союза. Выдающиеся победы советских Вооруженных Сил и политическая воля И. В. Сталина обеспечили принятие таких решений, которые соответствовали интересам СССР и свободолюбивых народов.

Конференция начала работу с обсуждения военных вопросов и рассмотрения обстановки на европейских фронтах. О положении на советско-германском фронте доложил генерал армии А. И. Антонов. Он проинформировал о наступлении советских войск и их выходе на реку Одер, о захвате районов Кюстрица и Силезского промышленного района, об изоляции группировки немцев в Восточной Пруссии, Курляндской группировки, насчитывающих в общей сложности 53 дивизии фашистов. Генерал Антонов обратил внимание на то, что немцы будут упорно защищать Берлин на рубеже Одера, для чего привлекут резервы из Германии, Западной Европы и Италии, подчеркнул, что противником уже переброшено на советско-германский фронт 16 дивизий, в том числе с запада шесть дивизий, и следует ожидать переброски еще 30–35 соединений. Союзникам была высказана просьба:

— ускорить переход союзных войск в наступление на Западном фронте, желательно в первой половине февраля;

— ударами авиации по коммуникациям противника препятствовать переброске войск немцев на восток с Западного фронта, из Норвегии и Италии;

— не позволять противнику снимать свои силы из Италии.

По военным вопросам выступил также начальник штаба американской армии Маршалл, который доложил о действиях союзнических войск на Западе и в Италии.

Из сообщений Антонова и Маршалла явствовало, что советско-германский фронт оставался решающим фронтом и на завершающем этапе войны. Особенно очевидным это стало при обмене мнениями о ходе будущих операций и их размахе.

Черчилль заявил, что он «хотел бы воспользоваться случаем, чтобы выразить восхищение той мощью, которая была продемонстрирована Красной Армией в ее наступлении», и что «союзники хотят, чтобы наступление советских армий продолжалось столь же успешно».

Просьбы советской стороны об активизации действий союзнических войск в Италии, о воспрепятствовании переброске немецких войск из Норвегии не нашли понимания у западной стороны.

Военные штабы трех союзных держав договорились о взаимодействии стратегических сил авиации. Координация их действий поручалась Генеральному штабу Красной Армии и главам союзных миссий в Москве.

Военные решения Крымской конференции сыграли большую роль в окончательном разгроме фашистской Германии. Решение вопроса о вступлении СССР в войну на Дальнем Востоке завершилось подписанием секретного соглашения, которое предусматривало, что СССР вступит в войну через два-три месяца после капитуляции фашистской Германии. Секретный протокол был подписан 11 февраля 1945 года.

Руководители трех великих держав обсудили также и политические вопросы. По условиям соглашения «О зонах оккупации Германии и об управлении «Большим Берлином» вооруженные силы трех держав должны были занять в ходе оккупации Германии строго определенные зоны. Советским Вооруженным Силам предназначалась для оккупации восточная часть Германии, северо-западная часть Германии отводилась для занятия английскими войсками, а юго-западная — американскими.

Соглашение «О контрольном механизме в Германии» от 14 ноября 1944 года устанавливало руководство Германией главнокомандующими Вооруженными Силами трех стран. Главнокомандующим советской зоной оккупации И. В. Сталин назначил маршала Г. К. Жукова, его должность значилась — главноначальствующий.

Крымская конференция решила предоставить зону в Германии также и Франции за счет США и Великобритании и включить ее в Контрольный совет по Германии.

Как ранее, так и на конференции, США и Великобритания настаивали на расчленении Германии. Однако англо-американские планы расчленения Германии (в частности, Черчилль высказался за создание еще одного большого германского государства на юге, столица которого могла бы, по его мнению, находиться в Вене) не получили одобрения советской делегации. По инициативе СССР этот вопрос был снят с дальнейшего обсуждения.

По настоянию И. В. Сталина в решении конференции было записано: «В наши цели не входит уничтожение германского народа».

В то же время руководители трех государств заявили о решимости осуществить в отношении побежденной Германии важнейшие мероприятия: разоружить и распустить германские вооруженные силы, генеральный штаб; сурово наказать гитлеровских военных преступников; стереть с лица земли нацистскую партию, нацистские законы, организации и учреждения.

Особое место в работе конференции занял вопрос о репарациях Германии, поставленный в повестку дня по инициативе СССР. Советский Союз требовал, чтобы Германия возместила хотя бы часть ущерба, нанесенного союзным странам гитлеровской агрессией. Общая сумма репараций должна была составить 20 млрд долларов, из которых СССР претендовал на половину. Советская сторона предложила, чтобы репарации взимались в натуре, то есть в форме единовременного изъятия из национального богатства Германии и ежегодных поставок из текущей продукции. С целью уничтожения военного потенциала фашистской Германии СССР предложил также изъятие оборудования, станков, судов, подвижного состава, германских вложений за границей.

Окончательный протокол о репарациях с Германии был подписан только в 1947 году с образованием межсоюзной комиссии.

Справедливому характеру войны отвечали и другие решения Крымской конференции. Одним из важнейших стала «Декларация об освобожденной Европе».

Конференция показала пример политического разрешения подобных проблем в отношении двух стран — Польши и Югославии, вопрос об их границах и о составе правительств.

Вопрос о составе польского правительства вызвал наибольшие разногласия — так же, как и о правительствах других стран антигитлеровской коалиции. В итоге были приняты советские предложения с некоторыми уступками требованиям Запада: в состав правительств включались представители из числа руководителей национально-освободительных движений при участии нескольких представителей внутренней демократии и из числа эмигрантского правительства.

Руководители трех союзных держав приняли решение о созыве 25 апреля 1945 года в Сан-Франциско конференции ООН с целью подготовки Устава международной организации безопасности. На конференцию предполагалось пригласить страны, подписавшие декларацию ООН 1 января 1942 года, и те страны, которые объявили войну общему врагу к 1 марта 1945 года.

Крымская конференция приняла специальную декларацию «Единства в организации мира, как и в ведении войны». В ней указывалось, что государства, представленные на конференции, подтверждают свою решимость сохранить и усилить в предстоящий мирный период то единство действий, которое сделало победу в войне возможной и несомненной для Объединенных Наций.

Крымская конференция руководителей СССР, США, Великобритании имела большое историческое значение. Она явилась одним из крупнейших международных совещаний во время войны и высшей точкой сотрудничества трех союзных государств в ведении войны против общего врага.
                

Комментариев нет:

Отправить комментарий