вторник, 20 июля 2010 г.

«Днепрогэс» на реке Кванза

                  Статья опубликована в газете "Белоруская военная газета" 20.07.2010

В 1987 году автору этих строк довелось выполнять интернациональный долг в Анголе в должности военного советника командующего войсками 9‑го военного округа. Войска округа вели боевые действия против вооруженных группировок УНИТА на территории провинции Маланжа.

В районе разрушенного гражданской войной городка с названием Купанда на реке Кванза с 1985 года с участием советских и бразильских специалистов было начато строительство гидроэлектростанции, соизмеримой по основным параметрам с Днепрогэсом. Ангольские товарищи назвали этот объект «ангольским Днепрогэсом».

С 1985 года по первой просьбе ангольской стороны стройку возводила совместная советско-бразильская компания. В этот период на стройке работали 36 специалистов Минэнерго СССР во главе с одним из выдающихся строителей-энергетиков СССР Александром Михайловичем Любимовым.

По приказу министерства обороны Анголы на командующего войсками округа возлагалась задача обеспечивать охрану и оборону строящейся гидроэлектростанции и безопасность советско-бразильского персонала. По приказу главного военного советника в Анголе генерала Петра Ивановича Гусева эта задача возлагалась и на меня как военного советника командующего.

На одной из встреч со специалистами Минэнерго в присутствии командующего войсками военного округа Александр Любимов обратил внимание на недостатки в организации охраны, обороны и безопасности как объекта, так и персонала. На что командующий ответил, мол, «и в центре Парижа взрываются бомбы». Из чего следовало, что он не исключал возможность диверсий и атак как на объекты строящейся гидроэлектростанции, так и на персонал советско-бразильской компании.

Сознавая степень ответственности за судьбу советских граждан и состояние объекта, я предложил командующему организовать посещение объекта с целью проверки реального состояния дел с охраной, обороной и безопасностью.

Как я понял, командующий не горел желанием показывать мне и советникам моей группы свои войска в районе населенного пункта Купанда, заявил, что маршруты выдвижения не разведаны и могут быть заминированы, вертолеты к вылету не готовы — и т. д. и т. п.

Однако решать вопрос было необходимо, и я обратился к бразильской стороне с просьбой организовать вылет оперативной группы округа, Минэнерго СССР и представителей оперативного отдела бразильской стороны в район строительства гидроэлектростанции. Бразильская сторона оперативно организовала такой вылет.

Обеспокоенность руководителя Минэнерго подтвердилась: в организации разведки, дорожно-командной службы, состоянии техники и вооружения, состоянии инженерного оборудования районов, организации системы огня, охраны и обороны, подготовке личного состава бригады, а также и в других вопросах были выявлены существенные недостатки.

Советский советнический аппарат в короткие сроки помог командующему войсками и штабу военного округа устранить вскрытые недостатки, советская сторона усилила контроль за состоянием дел на гидроэлектростанции. Большую помощь в решении этой важнейшей задачи войскам 9‑го военного округа оказали воинские подразделения из состава ограниченного контингента кубинских войск, дислоцировавшихся в провинции Маланжа.

Должен с гордостью за советскую сторону доложить читателю военной газеты, что в результате проделанной работы советскими советниками и специалистами вплоть до конца 1991 года проблем с безопасностью на строящейся гидроэлектростанции и безопасностью советско-бразильского персонала не возникло. После принятых мер и постоянного контроля за состоянием этих вопросов группировки УНИТА просто боялись приблизиться к стройке. Я это хорошо помню потому, что в период со второй половины 1987‑го по декабрь 1989 года я выполнял обязанности военного советника командующего войсками 3-го военного округа, а также командующего фронтом в соседней провинции Мошико и взаимодействовал с войсками 9‑го военного округа и Северного фронта.

Но вот наступили горбачевская перестройка, ельцинская эпоха развала СССР. Помощь братским и дружественным народам и странам начала сворачиваться. Советский интернационализм как историческая категория на просторах бывшего СССР стал предаваться забвению.

После развала СССР войска ограниченного контингента советских и кубинских войск, советники и специалисты были полностью выведены из Анголы. Дружественная нам страна, «ангольский Днепрогэс» остались один на один с внутренней контрреволюцией и поддерживающими ее силами. Воспользовавшись отсутствием советских и кубинских сторон, группировки УНИТА в течение 1992–1993 годов предприняли ряд атак на подразделения и части 9‑го военного округа и Северного фронта правительственных войск, на недостроенную гидроэлектростанцию и советско-бразильский персонал, который остался без советского и кубинского военного прикрытия, разрушили все, что было построено на объекте за семь лет.

Советские граждане из состава Минэнерго уже Российской Федерации, работавшие в то время на стройке, оказались под угрозой гибели или пленения и разбежались.

Трое соотечественников из состава Минэнерго ушли в джунгли. Тропический лес, куда бежали Ю. Тарасов, В. Пашментов и Л. Хайнацкая, мог поглотить их. Они боялись африканских хищников, малярийных комаров. Боялись попасть в руки УНИТА. Савимби, лидер УНИТА, отдал приказ — и его солдаты отправились на поиски советских и бразильских специалистов. Искали — и нашли, чего не смогли сделать правительственные войска…

Советские и бразильские специалисты из числа гражданского персонала, пройдя все лишения и испытания в тропическом лесу, собрались на территории противника больными и опустошенными. Они видели безрезультатность своей работы. Такими и вернулись в свои страны. «Ангольский Днепрогэс» не состоялся.

…Спустя 18 лет Ангола обратилась к президенту России оказать помощь в завершении строительства гидроэлектростанции в районе разрушенного гражданской войной городка Купанда на реке Кванза. Хочется надеяться, что на этот раз «ангольский Днепрогэс» будет достроен. Возможно, нужно поступать так, как сказал мне однажды командующий Восточным фронтом Анголы контр-адмирал Тока: «Мы вам (имел в виду СССР. — В. А.) дадим хороший алмазоносный участок земли для добычи алмазов. Специалисты — ваши, рабочая сила — наша. Распределение прибыли — по 50%. Для обеспечения безопасности советского объекта и советских специалистов поставьте свою дивизию».

Воины-«ангольцы», проживающие в Республике Беларусь, желают далекой африканской стране мира и процветания.
 Путешествие

1 комментарий:

  1. Уважаемый Владимир,
    Меня зовут Полякова Ирина. Я была близкой подругой Хайнацкой Люды, о которой вы написали в своей статье. Все эти годы меня мучает вопрос: "А вдруг она жива?"
    Как Вы думаете, что можно сделать сейчас, чтобы узнать о её судьбе?
    Мой электронный адрес: irinapolyakova0808@googlemail.com
    Большое спасибо Вам за статью и буду ждать от Вас ответа.
    С уважением,
    Ирина

    ОтветитьУдалить